Автодетейлинг - это процесс тщательной ревизии и обработки автомобиля снаружи и внутри, включающий в себя его очистку, коррекцию нуждающихся в этом элементов и последующую защиту результатов работы.
Автодетейлинг применяется для подготовки автомобиля к продаже, участия его в различных шоу, выставках и соревнованиях, для достижения более высокого срока службы его компонентов, наиболее дорогим из которых является кузов. Не исключено применение детейлинга для консервации автомобиля с целью снижения последствий внешних агрессивных воздействий при долговременном хранении. Грамотно проведенный детейлинг может значительно повысить рыночную стоимость авто. Многие автовладельцы обращаются к услугам детейлеров с целью получения эстетического удовольствия, а также повышения статуса, ведь сверкающий автомобиль поднимает авторитет его хозяина в глазах окружающих.
Процесс автодетейлинга можно разбить на три составляющие:
- наружный
- внутренний детейлинг
- детейлинг двигателя.
Наружный детейлинг (детейлинг экстерьера)
Заключается в очистке и придании лоска лакокрасочному покрытию (ЛКП), хромированным и пластиковым деталям отделки кузова, остеклению, оптике, дискам и шинам автомобиля. Для достижения описанных целей используется широкий набор средств автохимии, масса аксессуаров и принадлежностей.
Можно выделить три основных этапа наружного детейлинга:
- Очистка
- Восстановительная полировка
- защита.
Очистка призвана освободить обрабатываемые поверхности от загрязнений и посторонних включений путём мойки и обработки специальной чистящей глиной. Глина помогает очистить ЛКП от загрязнений, которые не могут быть удалены даже посредством регулярных моек: остатки насекомых, битум, следы от тополиных почек и т.п.
Восстановительная полировка кузова имеет целью снятие верхнего слоя лака/краски для удаления окислов, небольших царапин и паутинки, возникших при эксплуатации автомобиля, а также оставленных недобросовестными мойщиками. Слой этот составляет как правило единицы микрон и снимается путём ручной или машинной полировки составами разной степени абразивности, наносимыми на полировальники соответствующей жёсткости. В общем случае чем крупнее абразив, тем жёстче полировальник и тем больше снимаемый слой покрытия, а следовательно, убираются более глубокие царапины.
Защита включает в себя нанесение на подготовленную поверхность жидких или пастообразных составов (силанты, воски, наносоставы и т.п.), которые, взаимодействуя с верхним слоем обрабатываемого покрытия, образуют на нем тонкую защитную плёнку. При этом снижается степень адгезии (прилипания) к защищенной поверхности грязи, битума, остатков насекомых, с нее лучше уходит вода. Покрытие меньше выгорает на солнце, лучше сопротивляется разрушающему воздействию ультрафиолета, агрессивных осадков и птичьих экскрементов, а также впоследствии более легко моется и меньше царапается. Защитные составы из-за их сложной химической формулы являются наиболее дорогими компонентами из используемой в детейлинге автохимии и очень требовательны к подготовке поверхности и соблюдению технологии нанесения и выдержки.
Внутренний детейлинг (детейлинг интерьера)
Включает в себя уборку и чистку салона автомобиля. Обивка салона, элементы декора, потолок, сиденья, панель приборов, внутреннее остекление — все это очищается различными методами.
Стандартно это уборка тканевой и ворсистой обивки с помощью пылесоса (водопылесоса), также может использоваться обработка паром, жидкими очистителями, чистка с применением специальных устройств (например, Торнадора), озонирование, бесконтактная очистка испарителя кондиционера.
Для удаления загрязнений из труднодоступных мест могут применяться щётки, кисти, ватные палочки и даже зубочистки. Некоторые элементы салона могут полироваться, а завершающий этап уборки может завершаться нанесением защитных покрытий и кондиционеров на кожу и ткани.
Некоторые особо тщательные детейлеры могут даже частично разбирать салон для более качественной чистки.
Детейлинг двигателя
Подразумевает всестороннюю уборку подкапотного пространства и очистку внешней поверхности двигателя путём обработки паром, моющими средствами с использованием аппарата высокого давления (АВД), универсальными очистителями и обезжиривателями.
После просушки внешние компоненты двигателя могут покрываться защитными составами, имеющими хорошие электроизолирующие и водооталкивающие свойства.
Мойка двигателя паром — ответственная операция, требующая аккуратности и знания расположения защищаемых компонентов и навесного оборудования, поэтому далеко не все детейлеры берутся за неё.
Следует отметить, что в зависимости от состояния автомобиля и его элементов некоторые этапы детейлинга могут быть исключены. Например, в новом автомобиле незачем выполнять восстановительную полировку, достаточно провести легкую очистку кузова и нанести на него защиту.
В КЛАССИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОДЕТЕЙЛИНГ не предусматривает кузовных и малярных работ, ремонта механических частей и обивки автомобиля. Однако многие детейлеры не гнушаются подобных работ. Заварить бампер, подкрасить сколы, убрать вмятину на кузове, подшить разошедшийся шов на сидении — эти операции в зависимости от «рукастости» мастера также могут быть выполнены в дополнение к детейлингу.
Ниже приведем примерный список операций, которые могут производиться при автодетейлинге. Набор операций зависит от требований клиента, состояния автомобиля, наличия необходимого оборудования и химии. Список не претендует на абсолютную полноту, он может корректироваться и дополняться.
Перечень операций, которые производятся при автодетейлинге
Работы снаружи
- бесконтактная и/или ручная мойка и сушка
- первичная очистка кузова и обезжиривание его антисиликонами
- очистка кузова абразивной глиной
- ревизия автомобиля и выявление элементов, нуждающихся в коррекции
- поэлементное измерение толщины ЛКП кузова и составление карты промеров для принятия решения о необходимости и степени коррекции ЛКП
- маскирование автомобиля
- шлифовка и/или абразивная восстановительная полировка лакокрасочного покрытия (ЛКП) кузова
- антиголограммная полировка
- очистка и полировка остекления и зеркал
- полировка оптики
- очистка и полировка хромированных элементов кузова
- очистка и обработка пластиковых элементов кузова соответствующими составами
- очистка и полировка колёсных дисков
- очистка и обработка (чернение) резины
- нанесение защитных составов (полироли, воски, нанозащиты, антидожди и т.п.) на элементы кузова, остекления и колёсных дисков
Работы внутри:
- (сухая/хим/паро) очистка коврового покрытия
- (сухая/хим/паро) очистка салона/багажника
- влажная очистка салона/багажника с применением шампуней и хим. средств и последующая сушка
- удаление с ковров и обивок шерсти животных
- удаление грязи из щелей и труднодоступных мест
- локальное удаление пятен, разводов, остатков пищи, кофе, крови, губной помады масла, бензина, и т.п.
- чистка вентиляционных дефлекторов и воздуховодов
- удаление запахов табака, животных, пищи и т.п
- чистка пепельниц, подстаканников, карманов
- чистка подлокотников, ремней безопасности
- удаление плесневых грибков, дезинфекция
- химическая очистка и дезинфекция испарителя кондиционера
- озонирование салона, багажника (удаление стойких запахов)
- очистка, полировка, защита пластиковых панелей, обивки дверей и т.п
- очистка панели приборов, кнопок, рукояток, переключателей и т.п.
- очистка/восстановление/подкраска кожи
- нанесение кондиционеров и защитных составов на кожаные элементы салона
- нанесение защитной водоотталкивающей пропитки на тканевые обивки салона
Моторный отсек:
- уборка и чистка моторного отсека
- мойка силового агрегата
- продувка и сушка компонентов силового агрегата
- нанесение защитных составов на компоненты силового агрегата